Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине



           

Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине - стр. 459


Еще через год в машине появилось
устройство ввода данных и программы, использовавшее киноленту. на
которую перфорировалась информация, а механическое арифметическое
устройство заменило АУ последовательного действия на телефонных реле.
В этом К. Цузе помог австрийский инженер Гельмут Шрайер, специалист в
области электроники. Усовершенствованная машина получила название Z2.
В 1941 г. Цузе с участием Г. Шрайера создает релейную вычислительную
машину с программным управлением (Z3). содержащую 2000 реле и
повторяющую основные характеристики ZI и Z2. Она стала первой в мире
полностью релейной цифровой вычислительной машиной с программным
управлением и успешно эксплуатировалась. Ее размеры лишь немного
превышен размеры ZI и Z2.
 
Еще в 1938 г. Г. Шрайер. предложил использовать для построения Z2
электронные лампы вместо телефонных реле. Тогда К. Цузе ему сказал:
"Вероятно, ты выпил слишком много шнапса!"
 
Но в годы Второй мировой войны он сам пришел к выводу о возможности
лампового варианта машины. Друзья выступили с этим сообщением в кругу
ученых мужей и подверглись насмешкам и осуждению. Названная ими цифра
- 2000 электронных ламп, необходимых для построения машины, могла
остудить самые горячие головы. Лишь один из слушателей поддержал их
замысел. Они не остановились на этом и представили свои соображения в
военное ведомство, указав. что новая машина могла бы использоваться
для расшифровки радиограмм союзников. Их спросили:
 
- А когда будет готова машина?
 
- Года через два!
 
- К этому времени мы победим и машина не понадобится! Так. возможно,
был упущен шанс создать в Германии не только первую релейную, но и
первую в мире электронную вычислительную машину.
 
К этому времени К. Цузе организовал небольшую фирму, и ее усилиями
были созданы две специализированные релейные машины SI и S2. Первая -
для расчета крыльев "летающих торпед" - самолетов-снарядов, которыми
обстрелинался Лондон, вторая - для управления ими.


Содержание  Назад  Вперед